Топ-5 нарушений законодательства предпринимателями

books

Законодательная база, регулирующая деятельность субъектов малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, в Республике Беларусь является весьма обширной и регулярно изменяющейся. Большинство предпринимателей неосознанно (а порой и осознанно, из корыстных побуждений) хотя бы раз нарушали какой-либо закон или постановление государственных органов. Такие нарушения не всегда проходят незаметно для контролирующих органов и, в случае их выявления, бизнесмену грозит штраф, а иногда и конфискация материальных ценностей. В данной статье мы собрали примеры наиболее часто встречающихся нарушений и виды ответственности, которую будет нести нарушитель.

1 – нарушение кассовой дисциплины

Самое популярное нарушение налогового законодательства связанно с процессом приема денежных средств у потребителей. Это относится в первую очередь к бизнесу в сфере B2C (продажа товаров и оказание услуг населению), так как взаимоотношения между предприятиями осуществляется в безналичной форме. В случае, если покупатель расплачивается с компанией наличными деньгами, то такой компании следует соблюдать ряд правил работы с кассой.

Во-первых, принятые денежные средства должны быть сразу учтены в первичных документах: при наличии кассового аппарата необходимо «выбить» кассовый чек и вручить его потребителю (копия такого чека сохраняется в памяти кассового аппарата и может быть при необходимости извлечена). При отсутствии кассового аппарата необходимо выписать аналог чека – приходный кассовый ордер (форма КО-1). Также следует помнить, что индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам необходимо иметь возможность принимать оплату по банковским карточкам по следующим правилам (в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь № 924/16 от 6 июля 2011 года):

  • Для АЗС, – с 1 октября 2015 г.;
  • Для водителей такси – с 1 февраля 2016 г.;
  • Для торговых объектов с торговой площадью 650 кв. метров и более, – с 1 декабря 2016 г.;
  • Для продавцов билетов на ЖД транспорте – с 1 октября 2017 г.;
  • Всем юридическими лицами, не указанными в предыдущих пунктах – с 1 апреля 2017 г. в городах областного подчинения и городе Минске, с 1 июля 2017 г. – в городах районного подчинения, а с 1 октября 2017 г. – на всей территории Беларуси;
  • Индивидуальным предпринимателям, не указанными в предыдущих пунктах – с 1 февраля 2018 г. в городах областного подчинения и г. Минске, с 1 мая 2018 г. – в городах районного подчинения, с 1 августа 2018 г. – на всей территории Республики Беларусь.

Кроме того, в конце каждой рабочей смены данные о полученной выручке должны вноситься в кассовую книгу, причем в записях данной книги не допускается исправлений и корректировок с помощью подручных средств. В случае обнаружения ошибки в отдельной строке – такая строка аккуратно зачеркивается и рядом с ней пишется «Исправленному верить» и ставится печать предприятия.

Нарушение любого из данных правил влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 12.20 КоАП Республики Беларусь и наложение штрафа в размере до 100 базовых величин с ИП и от 10 до 200 для юридических лиц.

 

2 – нарушение порядка ведения книги замечаний и предложений

Книга замечаний и предложений (в народе называемая «Жалобной книгой») является регистром для учета обращений клиентов к администрации предприятия или к индивидуальному предпринимателю. Технически, такие обращения можно разделить на два типа: положительные отзывы о работе компании и замечания о проблемах. Если первые характеризуют компанию как добросовестного участника рынка, то вторые требуют реакции со стороны лица, ответственного за ее ведение. Основные положения о правилах работы с обращениями граждан (которые могут быть получены не только путем записи в книге, но и посредством электронной или бумажной почты) изложены в Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 300-З и в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» от 16 марта 2005 г. № 285.

Наиболее критичные моменты при рассмотрении обращений, ошибки в работе с которыми могут привести к наложению штрафа или даже к лишению лицензии на осуществление деятельности изложены в следующем списке:

  • Право оставить замечание в книге (или прислать его на почту) имеет любой гражданин, даже если он не является клиентом. Главный признак обоснованности заявления – ощущение заявителем факта нарушения его прав, например, некачественное обслуживание или недобросовестная реклама. Ограничение в данном праве является нарушением, то есть нельзя отказать клиенту в предоставлении книги (по сути она является государственной собственностью в ведении предпринимателя или юридического лица).
  • Обращения требующие ответа (негативные отзывы и жалобы) должны быть рассмотрены в установленный срок — 15 календарных дней (месяц — в случае необходимости проведения каких-либо проверок). По окончании рассмотрения организация обязана за свой счет в письменном виде предоставить ответ заявителю (направить заказное письмо). Исключением являются анонимные жалобы без указания ФИО и адреса или контактного телефона.
  • При проведении проверки налоговыми органами необходимо предоставить книгу замечаний и предложений для контроля налоговыми инспекторами правильности ее ведения: соблюдение сроков рассмотрения обращений и наличие копий ответов на каждое из замечаний.

Ответственность за нарушение правил ведения книги замечаний и предложений, в соответствии со статьей 9.24 КоАП Республики Беларусь, представляет собой штраф в размере от 4 до 10 базовых величин. Как правило, при первом нарушении применяется минимальный штраф с ростом при каждом последующем нарушении на 1 базовую величину. Однако большую опасность представляет возможность лишения предприятия или предпринимателя лицензии на осуществление деятельности, например, на розничную торговлю.

Фиксируются нарушения в ходе плановых налоговых проверок или, чаще всего, по заявлению недовольного жалобщика в налоговую инспекцию. Такое заявление может стать поводом для внеочередной рейдовой проверки (как правило с сопутствующей «контрольной закупкой»), в ходе которой могут быть найдены другие нарушения налогового законодательства.

 

3 – нарушения правил хранения и транспортировки товаров и иных материальных ценностей

Товарная продукция, материалы и комплектующие должны храниться и транспортироваться с соблюдением определенных правил, основным из которых является наличие первичных учетных документов. К таким документам относится Товарная накладная (ТН-2) и Товарно-транспортная накладная (ТТН-1). Первый тип документа необходим для подтверждения происхождения товаров (он выписывается организацией, которая осуществляет поставку товаров или материалов) и должен находиться в складском помещении, совместно с такими товарами. Товарно-транспортная накладная оформляется при необходимости перемещения товаров с помощью автотранспорта. Оба типа документов являются бланками строгой отчетности и приобретаются у специализированных организаций (адреса можно посмотреть на официальном сайте РУП «Издательство «БЕЛБЛАНКАВЫД».

В случае отсутствия накладных (их наличие могут проверить при проведении налоговой проверки или при остановке транспорта сотрудниками транспортной инспекции) товарно-материальные ценности будут конфискованы в доход государства, а на предпринимателя или юридическое лицо будет наложен штраф в соответствии с ч. 4 ст. 12.17 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. Размер штрафа до 50 базовых величин. Кроме того, если будет установлен факт получения выручки от реализации таких товаров, то данная выручка также будет изъята.

Отдельно следует отметить, что за подобное нарушение при хранении или транспортировке алкогольной, а также табачной продукции штрафы будут существенно выше: от 40 до 150 базовых величин (ч. 8 ст. 12.23 КоАП РБ).

 

4 – нарушение сроков подачи налоговой отчетности и уплаты налогов

Налоговый учет предпринимательской деятельности требует регулярного предоставления отчетов в налоговую инспекцию. Такие отчеты называются декларациями и содержат информацию об объектах налогообложения, например, о полученной выручке, приобретенных товарах и т.п. Для каждого вида налога существует своя форма декларации, бланки которой можно приобрести в филиалах РУП «Издательство «БЕЛБЛАНКАВЫД» (ссылка размещена в предыдущем пункте).

Крайний срок подачи деклараций для большинства налогов – 20 число месяца, следующего за отчетным периодом, а срок уплаты налога – до 22 числа такого месяца (т.е. на два дня больше). При этом стоит учитывать, что по отдельным видам налогов отчетным периодом является не месяц, а квартал, например, для налога при применении упрощенной системы налогообложения (УСН).

Исключение составляет единый налог – его необходимо уплачивать предварительно, до начала деятельности (до первого числа отчетного периода). В случае, если он не был уплачен до первого числа, то осуществлять деятельность в данном периоде запрещено.

В случае нарушения сроков подачи декларации не более чем на 3 дня на индивидуального предпринимателя накладывается штраф от 0,2 до 2 базовых величин, а на юридическое лицо от 1 до 10 базовых величин (ст. 13.4 КоАП РБ).

Если срок задержки превышает 3 дня, то размер штрафа составит 2 базовые величины + 0,5 базовой величины за каждый полный месяц просрочки. Кроме того, необходимо будет уплатить штраф в размере 10% от суммы задекларированного налога (для индивидуального предпринимателя это не менее 2 базовых величин, а для юридического лица не менее 10 базовых величин). При этом отсутствие необходимости уплачивать налог не освобождает от необходимости своевременного предоставления в налоговую инспекцию налоговой декларации.

Что касается уплаты налога, то ответственность за нарушение сроков перечисления средств в бюджет выражается в виде штрафа в размере 20 % от суммы начисленных налогов и сборов (для ИП – не менее 2, а для юр. лица не менее 10 базовых величин) в соответствии со статьей 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств может повлиять на сумму начисляемого штрафа.

 

5 – незарегистрированная предпринимательская деятельность

Занятие предпринимательской деятельностью требует в большинстве случаев государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или, как альтернативу, в качестве юридического лица (например, ЧУП или ООО).

В случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без регистрации и данный факт был выявлен сотрудниками налоговой инспекции (например, в ходе «контрольной закупки»), предпринимателю-нелегалу будет выписан штраф (на первый раз возможно отделаться предупреждением, если не будет выявлено систематическое занятие такой деятельностью) в соответствии с частью 11 статьи 12.7 КоАП РБ в размере до 100 базовых величин. Кроме того, будет конфискован весь полученный доход и средства занятия такой деятельностью. Наиболее болезненно данный пункт применяется по отношению к нелегальным таксистам – он означает конфискацию транспортного средства. Тем не менее, конфискации можно избежать путем активного сотрудничества с налоговыми инспекторами и своевременной уплаты штрафа.

В заключении данной статьи хочется обратить внимание читателей, что представленные нарушения являются наиболее популярными, но далеко не единственным. Чтобы избежать нарушений законодательства в сфере предпринимательской деятельности следует регулярно консультироваться со специалистами налоговой инспекции (такие консультации предоставляются на безвозмездной основе), а также изучать изменения в налоговом законодательстве (например, путем мониторинга Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь.

Добавить комментарий