Бюджетный бизнес

Во всем многообразии книг и статей по бизнесу и маркетингу весьма сложно найти подробное описание такого полезного инструмента планирования, как бюджет. Чаще всего под бюджетом понимают государственный бюджет – документ с описанием всех источников дохода и всех статей расхода государства. Реже имеется ввиду «семейный бюджет» — совокупность подхода к планированию использования доходов домохозяйства. Однако о бюджете в малом бизнесе пишут мало и поверхностно, поэтому в данной статье хотелось бы осветить все плюсы данной концепции.

Итак, что же такое бюджет с точки зрения коммерческой компании и чем он может помочь? Деятельность любой компании лучше планировать (не даром бизнес-план является первым шагом для организации нового предприятия), а бюджет является основой финансового планирования, т.к. позволяет спрогнозировать уровень доходов и расходов на будущий период. Перефразируя Платона: «Хороший план – половина дела», ведь когда все статьи доходов и расходов компании учтены в бюджете – остается просто исполнить его.

Планирование бюджета компании малого (да и среднего) бизнеса поможет не только смоделировать финансы будущего периода, но также даст некоторую степень свободы для более эффективного расходования имеющихся средств, т.к. определено какая их часть не будет востребована в ближайшем периоде.

Если с необходимостью внедрения бюджета все понятно, то нужно решить, как он должен выглядеть. Наиболее простое и наглядное представление бюджета для малого бизнеса можно наблюдать в следующей таблице:

Статья доходов/расходов План Факт Сальдо
Затраты на сырье, материалы и комплектующие
Оплата труда работников
Общепроизводственные расходы
Расходы на маркетинг
Выручка от реализации
Иные расходы и доходы
Налоги и сборы
Прибыль

Под затратами на материалы понимаются все материальные компоненты, входящие в состав реализуемого товара, или необходимые для оказания услуг. Для торговых предприятий в данную категорию попадают все закупленные для последующей перепродажи товары.

Оплата труда работников включает вознаграждения сотрудникам и внештатным специалистам за работу, которая будет проделана в планируемом периоде, а также налоги и сборы, уплачиваемые с данных сумм (ФСЗН, подоходный налог).

На общепроизводственные расходы относят затраты, которые компания несет при осуществлении своей деятельности, например, арендная плата, закупка и амортизация оборудования, представительские расходы и т.п.

В расходы на маркетинг следует включать затраты, которые несет компания в процессе реализации своей продукции (реклама, дистрибуция, исследование рынка и т.п.).

Все доходы компании от реализации товаров и услуг следует учитывать в статье выручка от реализации. В тех случаях, когда сложно определить к какому направлению отнести те или иные расходы и доходы – они вносятся как иные расходы и доходы. Доходы в данной статье учитываются как положительные суммы, а расходы как отрицательные.

Различные налоги и неналоговые отчисления (кроме тех, которые были учтены при оплате труда работников) должны быть включены в статью налоги и сборы. Наиболее типовыми для данной статьи являются суммы НДС к уплате в бюджет, налог на прибыль, налог при УСН, экологический налог, гос. пошлины и т.п.

Самая интересная статья бюджета – это конечно же прибыль. При планировании данной статьи уместно воспользоваться показателем прибыли предыдущего периода, увеличенной на коэффициент роста (например, на 1,1 означает 10% рост прибыли в планируемом периоде). Фактический показатель должен рассчитываться как разность между выручкой (от реализации продукции и из других источников) и суммой показателей по всем расходным статьям: выручка + иные доходы и расходы – (материалы + оплата труда + общепроизводственные расходы + расходы на маркетинг + налоги и сборы). Сальдо данной статьи иллюстрирует насколько эффективно выполняется бюджет в целом: при положительном значении прибыль выше, чем было запланировано и наоборот.

Подводя итоги хочется отметить, что для эффективного использования такого инструмента как бюджет не требуется каких-либо специализированных навыков или знаний, но необходим систематический подход к процессу его ведения, т.к. невнесение части расходов или доходов в таблицу ведет к разрушению целостности системы бюджетного учета.

Добавить комментарий